Назад

Обжалование по 223-ФЗ в ФАС

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии или оператора ЭТП, поданные в установленные сроки и в соответствии с законодательством о закупках.

Основные правовые документы, на которые нужно ориентироваться при подаче жалобы — 223-ФЗ и 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как и в случае с обжалованием по 44-ФЗ, направлять жалобу нужно в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика. Если жалоба касается работы ЭТП или стоимость закупки выше 1 млрд рублей — в центральный аппарат ФАС.

Также участник закупки вправе обжаловать действия или бездействие заказчика в суде (ч. 9 ст. 3 223-ФЗ).

Что можно обжаловать по 223-ФЗ

Если в требованиях к проведению закупки 223-ФЗ допускает намного больше свободы, чем 44-ФЗ, то для обжалования список причин строго ограничен.

Текущая редакция закона допускает 6 оснований для подачи жалобы (ч. 10 ст. 3 223-ФЗ): 

  1. Проведение закупки с нарушением 223-ФЗ или самого положения о закупке, размещенного в ЕИС.
  2. Нарушение 223-ФЗ оператором ЭТП. Например, технические проблемы на площадке, помешавшие подаче ценового предложения.
  3. Неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений к нему, информации о договорах, заключенных в результате закупки, а также нарушение сроков по данным размещениям.
  4. Предъявление к участникам требований, не предусмотренных положением о закупке.
  5. Проведение закупки, не включенной в план-график.
  6. Неразмещение в ЕИС информации о годовом объеме закупки у субъектов МСП или размещение недостоверной информации об этом.

При этом если ФАС в ходе рассмотрения жалобы выявит другие нарушения, не связанные с ч. 10 ст. 3 223-ФЗ или не указанные в жалобе, то не вправе принимать по ним решений (ч. 13 ст. 3 223-ФЗ).

Жалобы на все прочие нарушения нужно направлять в суд.

Сроки подачи жалобы

До конца срока подачи заявок жаловаться в ФАС на положения извещения может любое лицо. При этом участник, не подавший заявку, может обжаловать только основания, связанные с размещением информации о закупке и порядке подачи заявок на участие в торгах (ч. 2 ст. 18.1 135 ФЗ).

По истечении срока подачи заявок жаловаться могут только лица, подавшие заявки на участие. Обжаловать действия (бездействие) оператора ЭТП, заказчика и закупочной комиссии можно со дня подведения итогов торгов или размещения результатов в ЕИС:

  • в течение 10 дней,
  • в течение трех месяцев, если договор не был заключен.

Если сроки подачи жалобы в ФАС упущены, обжалование возможно только в судебном порядке.

Важно:

  • Прежде чем подавать жалобу на положения о закупке, направьте заказчику запрос разъяснений.
  • Предмет вашей жалобы должен нарушать конкретно ваши права и законные интересы.
  • В закупках, состоящих из нескольких лотов, жаловаться можно только на тот лот, в котором участвуете.

Бесплатный поиск закупок

Упростите работу с тендерами. Подача предложений на аукционах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Напоминания о контрактах. Умные уведомления. Отслеживание победителей. Поиск закупок — бесплатный, навсегда.

    Сроки рассмотрения жалобы

    В течение трех рабочих дней со дня поступления ФАС принимает одно из трех решений:

    1. Принятие жалобы к рассмотрению.
    2. Возвращение жалобы заявителю.
    3. Направление жалобы на рассмотрение в другое отделение ФАС.

    При принятии жалобы ФАС размещает ее в ЕИС (в некоторых случаях и на сайте антимонопольного органа), а также направляет заявителю и заказчику уведомление о принятии к рассмотрению по существу. Со дня уведомления торги по закупке приостанавливаются и заказчик не вправе заключать договор до решения по жалобе.

    Не позднее чем за два дня до даты рассмотрения все участники закупки могут направить свои возражения на жалобу.

    Возвращение жалобы заявителю возможно в случаях, если:

    • не перечислены необходимые сведения,
    • не стоит подпись или подписана лицом, не имеющим таких полномочий,
    • в отношении лица, действия которого обжалуются, уже имеется вступивший в силу судебный акт или решение ФАС относительно тех же обжалуемых действий.

    Заявитель, подавший жалобу по 223-ФЗ, вправе отозвать её до принятия решения по существу, то есть даже в ходе рассмотрения. При этом он лишается возможности повторной подачи жалобы по тем же основаниям.

    В течение 7 рабочих дней со дня поступления жалоба рассматривается по существу. Законом допускается возможность однократного продления срока рассмотрения еще на 7 дней (ч. 14 ст. 18.1 135 ФЗ).

    В течение 1 месяца рассматриваются жалобы при подозрении на сговор или других нарушениях антимонопольного законодательства, напрямую не связанных с 223-ФЗ. Возможно продление срока рассмотрения не более чем на два месяца (ч. 4 ст. 44 135 ФЗ).

    Результат рассмотрения — признание жалобы обоснованной, необоснованной, частично обоснованной или частично необоснованной.

    Также решение ФАС может сопровождаться выдачей предписания:

    • об устранении нарушений порядка организации или проведения закупки, порядка заключения договоров,
    • о внесении изменений в извещение и документацию о закупке,
    • об отмене протоколов,
    • об отмене закупки.

    Обжаловать решение или предписание ФАС можно в арбитражном суде в течение трех месяцев.

    Содержание жалобы

    Как и в случае с 44-ФЗ, единого шаблона жалобы по 223-ФЗ нет.

    Из обязательного нужно указать:

    • сведения о заявителе и заказчике (наименование, ИНН, адрес, контакты),
    • ссылку на сайт, где проводится закупка (если проходит в электронном виде),
    • номер и дату публикации извещения,
    • предмет жалобы,
    • список приложенных к жалобе документов, которые подтверждают обоснованность доводов.

    ФАС в своей памятке предлагает для составления использовать следующий документ в качестве примера:
    Образец жалобы 223-ФЗ (docx, 18 КБ).

    Жалоба должна быть подписана лицом, имеющим полномочия на осуществление подобных действий. Если подписывает сотрудник компании, тогда к жалобе необходимо приложить доверенность, подтверждающую полномочия. Жалобы, отправленные по email, требуется подписать электронной подписью.

    Рекомендации по составлению

    • Сопровождайте доводы ссылками на нормы закона.
    • Проверьте базу решений и правовых актов ФАС. Если по аналогичным причинам уже есть решения, используйте текст их жалоб как шаблон.
    • При участии в закупках на федеральных торговых площадках используйте бесплатную программу для фиксирования действий — ГИС «Независимый регистратор». Запись, которую ведет программа, можно приложить как доказательство технических проблем на площадке или, например, в случае подозрения на сговор участников при подаче ценовых предложений.

    Как подать жалобу

    По 223-ФЗ подача жалобы в личном кабинете ЕИС на февраль 2024 не реализована. Доступны следующие способы подачи:

    1. Отправка электронной почтой на адрес delo@fas.gov.ru или email регионального отделения ФАС.
    2. Отправка заказным письмом обычной почтой.
    3. Личная передача или доставка курьером в отделение.

    Практика решений ФАС по 223-ФЗ

    Некоторые ошибки заказчиков, которые становились предметами жалоб в 2023 году:

    • Использование критерия оценки для выделения нужных участников: только поставщики, уже работавшие с данным заказчиком, получали 5 баллов.
      В ФАС посчитали такой порядок оценки необъективным, так как он не позволяет определить лучшее предложение.
    • Некорректное условие оценки заявок — вычитание баллов за факты нарушения обязательств как перед самим заказчиком, так и третьими лицами.
      ФАС не нашел указание порядка проверки подобных фактов и уточнил, что наличие претензий и не вступивших в силу судебных решений не наделяет поставщика отрицательным опытом.
    • Требование по заполнению поставщиками дополнительных данных о стоимости товара, его запчастях и принадлежностях.
      ФАС и суды указали на нарушения: участник не обязан проводить дополнительные расчеты в заявке, тем более при подаче он может не иметь товара в наличии и не знать о его комплектующих.
    • Ограничение права на подачу заявок требованиями: ценовые предложения ниже НМЦД на 15% и более, наличие гарантийного письма от производителя с ценой и количеством товара, подтвержденная документом возможность поставки товара по предложенной цене.
      Контролирующий орган счёл требования неправомерными, так как по 223-ФЗ наличие товара на момент подачи заявки не обязательно и у поставщика может не быть договорных отношений с производителем.
    • Неправомерные требования до заключения договора: предоставление заказчику документов на товар не позднее 5 дней после получения проекта договора.
      ФАС встал на сторону поставщика: наличие товара до заключения договора не обязательно, а сами документы передают заказчику вместе с поставкой товара.

    Полезные ссылки

    Сайт использует куки