Когда и на что можно жаловаться в ФАС
Поставщик может обжаловать нарушающие его права и законные интересы действия или бездействие со стороны заказчика или оператора торговой площадки (ЭТП). Сделать это необходимо в отведенные ч. 2 ст. 105 44-ФЗ сроки и до подписания контракта.
Жалобу нужно подавать через ЕИС в территориальный ФАС (УФАС) по месту нахождения заказчика. По оборонным заказам и при обжаловании действий ЭТП — в федеральное отделение ФАС.
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Не позднее 5 дней с даты обжалуемых действий при аккредитации или размещении предварительного предложения участник закупки может подать жалобу на ЭТП. На этом этапе жалобы чаще всего связаны с работой торговой площадки во время проведения закупки.
Для фиксирования действий на площадках рекомендуем использовать ГИС «Независимый регистратор», чтобы доводы жалобы были подкреплены доказательно. На момент написания статьи практически все жалобы на ЭТП без записей «Независимого регистратора» ФАС признает необоснованными.
До завершения приема заявок участник закупки или общественная организация может обжаловать положения извещения или приложенные документы: некорректные формулировки, ограничивающие возможность подачи заявки, нереалистичные сроки выполнения работ и т. п.
Важно учитывать:
- Срок подачи заявок, в течение которого можно подать жалобу, у каждой закупки свой — заказчик указывает его в документации.
- Участник закупки может подать только одну жалобу на положения извещения и документации. Если в документацию внесены изменения, на них также можно подать одну жалобу.
При несогласии с извещением вместо подачи жалобы лучше сначала сделать запрос разъяснений документации через ЭТП. Его можно подать за три дня до окончания приема заявок. Заказчик обязан рассмотреть запрос. Если ответ не устроил, тогда стоит переходить к жалобе в ФАС.
Не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика можно обжаловать действия или бездействие заказчика. Это может сделать только участник, подавший заявку.
На что можно пожаловаться:
- незаконные или необоснованные причины отклонения заявки,
- нарушение правил проведения закупки,
- содержание протоколов с заседаний закупочной комиссии,
- подкрепленный доказательствами сговор заказчика с победителем.
Не позднее даты заключения контракта жалобу на заказчика может подать победитель закупки, заключающий контракт или признанный уклонившимся от заключения. На этом этапе обжалуют нарушения при подписании контракта.
Если срок подачи жалобы на любом этапе закупки истек, защитить свои права можно путем обращения в арбитражный суд.
Сроки рассмотрения жалоб по закупкам
Не позднее двух рабочих дней с даты размещения жалобы в ЕИС ФАС должен дать ответ о ее принятии или отклонении (ч. 8 ст. 105 44-ФЗ).
Отказ в принятии может быть в двух случаях:
- Жалоба подана с нарушениями: упущены сроки, несоответствие требованиям закона и т. п.
- По основанию данной жалобы уже принято решение ФАС (например, если аналогичную жалобу подал другой участник).
При отклонении из-за ошибок оформления можно подать повторную жалобу, устранив все нарушения. Главное — уложиться в сроки. Также есть возможность оспорить возврат жалобы через суд.
Если ответ от контрольного органа на вашу жалобу не поступит в отведенные сроки, вы вправе обратиться в территориальный ФАС для оспаривания.
В течение трех часов после размещения в ЕИС ответа от ФАС участник закупки, подавший жалобу, получит уведомление от системы о принятии или отказе в принятии. Такое же уведомления получит и субъект, действия которого обжалуются. В уведомлении о принятии жалобы будут указаны дата и место ее рассмотрения.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления ФАС рассматривает принятую жалобу (ч. 3 ст. 106 44‑ФЗ). При рассмотрении жалобы стороны могут присутствовать удаленно по видеоконференцсвязи. Результат рассмотрения — признание жалобы обоснованной или необоснованной и выдача предписания об устранении нарушений, если это необходимо.
За 2 дня до рассмотрения заявитель может предоставить дополнительные документы для обоснования доводов жалобы. Заказчик и другие участники закупки в свою очередь вправе направить возражения на жалобу.
Участник закупки вправе отозвать свою жалобу непосредственно при ее рассмотрении (ч. 4 ст. 106 44‑ФЗ).
Не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания ФАС размещает в реестре ЕИС итоги рассмотрения и направляет копию решения сторонам, включая лиц, подавших возражения на данную жалобу (ч. 8 ст. 106 44‑ФЗ). В течение трех часов с момента размещения в реестре стороны получат уведомления от системы.
По закрытым закупкам размещения решения в реестре ЕИС не предусматривается.
В течение месяца решение ФАС можно обжаловать в коллегиальном органе самой Антимонопольной службы, но только если оно нарушает единообразное применение норм о конкуренции. В судебном порядке решение обжалуется в течение трех месяцев с даты его принятия (ч. 9 ст. 106 44‑ФЗ).
Бесплатный поиск закупок
Упростите работу с тендерами. Подача предложений на аукционах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Напоминания о контрактах. Умные уведомления. Отслеживание победителей. Поиск закупок — бесплатный, навсегда.
Подача жалобы по 44-ФЗ
Перед отправкой жалобы обязательно удостоверьтесь в соблюдении сроков подачи и отсутствии жалоб по аналогичным причинам от других участников.
Что нужно указать в жалобе
Единого образца жалобы по 44-ФЗ нет — ее подают в свободной форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность доводов.
Обязательные требования к содержанию согласно ч. 4 ст. 105 44-ФЗ:
- наименование контрольного органа, в который подается жалоба;
- сведения о заявителе в соответствии с информацией в реестре участников закупок;
- идентификационный код закупки, если он предусмотрен;
- сведения о заказчике, действия которого обжалуются, или ЭТП;
- перечень обжалуемых действий (бездействия) и доводы, обосновывающие их;
- номер реестровой записи в реестре контрактов, если он был опубликован.
Рекомендации по составлению:
- В начале текста жалобы укажите свои контактные данные для оперативной связи (почту, телефон), а также ИНН/КПП и адрес.
- Доводы подкрепляйте ссылками на положения 44-ФЗ и решения ФАС по жалобам со схожими причинами.
- После доводов укажите результат, которого хотите добиться данной жалобой (например, отмены закупки или выдачи предписания на устранение нарушений).
- В конце добавьте список прилагаемых документов с кратким описанием, что в них.
- При обжаловании работы торговой площадки приложите запись плагина «Независимый регистратор».
Как подать жалобу через ЕИС
На 2024 год обжалование действий заказчика и ЭТП по 44-ФЗ осуществляется только в электронном виде из личного кабинета поставщика в ЕИС.
Помните, что подписать жалобу должен директор или сотрудник, которому выданы права на совершение таких действий.
В помощь наши подробные инструкции:
Обжалование в ЕИС пошагово
- В личном кабинете из левого меню перейдите в раздел «Жалобы». Оказавшись в разделе, нажмите на кнопку «Подать жалобу».
- Заполните блок с общей информацией по жалобе. Сначала укажите тип жалобы (открытая или закрытая закупка), затем выберите обжалуемое действие и в поле ниже напишите краткое содержание — причину вашего обращения.
- В блоке «Информация о предмете жалобы» укажите идентификационный код закупки, нажмите «Найти» и затем «Выбрать найденную запись».
- Выберите субъект, действия которого хотите обжаловать.
- Выберите контрольный орган, который будет рассматривать жалобу.
- Проверьте, что вы отсутствуете в РНП.
- Прикрепите текст жалобы в формате docx и прочие документы для подтверждения доводов.
- Нажмите кнопку «Разместить». В открывшемся окне поставьте галочку согласия на подписание и размещения жалобы в реестре и нажмите кнопку «Продолжить».
Если все обязательные поля были заполнены корректно, жалоба появится в общем разделе на вкладке «Размещена».
Отозвать жалобу в личном кабинете можно пока она находится в статусах «Размещена» и «На рассмотрении». Для этого в контекстном меню у такой жалобы выберите пункт «Отозвать жалобу» и далее подпишите сформированную форму отзыва.
Куда еще можно обращаться, кроме ФАС
- Суд.
Любой участник закупочной процедуры может обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) другого участника, если они нарушают его права (ч. 1 ст. 105 44-ФЗ). Суд наиболее надежный способ защиты своих прав, если сроки подачи в ФАС упущены. - Прокуратура.
Обращение в прокуратуру используют, когда не хочется тратить деньги на судебный процесс. Если в завершенной закупке были нарушения, ее могут признать незаконной. Также сотрудников заказчика могут привлечь к административной ответственности, если выявят серьезные нарушения. - Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен, а также региональные объединения (союзы) предпринимателей, почти всегда встают на сторону поставщиков, помогая с составлением обращений и жалоб в различные органы власти и ведомства.
Нововведения в 2024
- С 1 января поставщик может обжаловать через ЕИС действия заказчика по закрытым закупкам в электронном виде — ч. 4 ст. 105 44-ФЗ.
- С 1 января на специализированных электронных площадках внедрена ГИС «Независимый регистратор» — ч. 13 ст. 4 44-ФЗ.
- С 1 января ФАС не рассматривает жалобы от лиц, чьи права и интересы не могут быть нарушены действиями заказчиков по 44-ФЗ — разъяснения к письму ФАС России от 29.12.2023 г № МШ/112518/23. Теперь при приеме жалоб антимонопольный орган будет проверять наличие лицензии или членства в СРО, если подобные требования к участникам установлены в извещении. Если у заявителя их нет, жалобу не примут.
- С 9 января центральный аппарат ФАС начнет рассматривать обращения и жалобы на заказчика, если НМЦК — 700 млн руб. и выше (до этого от 1 млрд руб. и выше) — приказ ФАС России от 15.12.2023 N 1010/23. Это правило будет распространено и на закупки для обеспечения федеральных нужд у единственного поставщика.
Полезные ссылки
- Поиск закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Порядок обжалования по 223-ФЗ.
- ГИС «Независимый регистратор» для записи действий на ЭТП.
- Реестр жалоб в ЕИС по закупкам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Руководство для дистанционного подключения к рассмотрению жалобы в ФАС.
- Новости ФАС по госзакупкам.