Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) — одна из форм финансовой ответственности поставщика, предусмотренная ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ. Используется для защиты интересов заказчика в случае выявления дефектов у поставленных ТРУ в период гарантийного срока.
Что включают гарантийные обязательства
Согласно ч. 4 ст. 33 44-ФЗ в понятие «гарантийные обязательства (ГО)» входит:
- гарантии качества ТРУ,
- гарантийный срок и/или объем предоставления гарантий качества,
- гарантийное обслуживание товара.
Заказчик устанавливает требование обеспечения гарантийных обязательств в извещении или документации о закупке. Сделать он это может при необходимости. На практике — если у товара есть гарантийный срок эксплуатации, заказчик скорей всего потребует от поставщика предоставления гарантий на данный срок. Исключение — закупки машин и оборудования. В этих случаях заказчик обязан требовать с победителя гарантийные обязательства.
Если закупка проводится для СМСП/СОНКО, победитель освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств в случае подтверждения добросовестности. Для этого нужно предоставить заказчику информацию о 3 контрактах, исполненных без штрафов и неустоек в течение трех последних лет. При этом сумма цен этих контрактов должна быть не меньше НМЦК текущей закупки (ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ).
Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок предоставления
Размер обеспечения гарантийных обязательств может составлять до 10% от НМЦК (ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ). Точную сумму можно найти в извещении о закупке.

Конкретные порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчик указывает в проекте контракта (п. 1. ч. 13. ст. 34 44-ФЗ). Если требование установлено, заказчик не подпишет документ о приемке, пока поставщик не предоставит обеспечение (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Важно не путать обеспечение гарантийных обязательств с обеспечением исполнения контракта.
Обеспечение контракта служит страховкой заказчика от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. Вносится строго до подписания контракта и действует до момента исполнения всех обязательств.
Обеспечение гарантии обычно вносится во время поставки ТРУ и действует до конца гарантийного срока.
Поиск закупок всего за 1000 р. в месяц
Упростите работу с тендерами. Подача предложений на аукционах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Напоминания о контрактах. Умные уведомления. Отслеживание победителей.
Поиск закупок — всего за 1000 р. в месяц. Попробуйте бесплатный тестовый период.
Способы обеспечения гарантийных обязательств
Для поставщика доступны два способа обеспечения исполнения гарантийных обязательств (ч. 3 ст. 96 44-ФЗ):
- Банковская гарантия, соответствующая требованиям 44-ФЗ и включенная в реестр банковских гарантий. Срок действия банковской гарантии должен на 1 месяц превышать установленный заказчиком срок исполнения обязательств.
- Внесение денежных средств на счет заказчика, указанный в извещении о закупке.
Смотрите реестр банков с правом выдачи банковских гарантий по 44-ФЗ
Если банк откажет в выдаче гарантии, это не освобождает поставщика от необходимости предоставления обеспечения альтернативным способом — внесением собственных средств на счет заказчика.
В ходе исполнения контракта поставщик может изменить способ обеспечения гарантийных обязательств, предоставив заказчику новое обеспечение (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).
Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств
Конкретные сроки возврата обеспечения гарантии в законе не установлены. Как правило, заказчики руководствуются сроками, отведенными для возврата обеспечения контракта (ч. 27 ст. 34 44-ФЗ):
- не более 30 дней с даты исполнения обязательств в закупках на общих основаниях,
- не более 15 дней в закупках с установленным преимуществом для СМСП и СОНКО.
Если в качестве обеспечения использовалась банковская гарантия, то ее действие автоматически заканчивается в установленный при оформлении срок. Если в проекте контракта сроки возврата не прописаны, можете направить заказчику протокол разногласий, попросив указать эту информацию. Сделать это можно в течение 5 дней после размещения проекта контракта.
В каких случаях обеспечение гарантии не возвращается
Заказчик имеет право не возвращать ОГО в случаях:
- отказа поставщика устранять выявленные дефекты у поставленных ТРУ,
- срыва установленного контрактом срока для исправления дефектов.
Конкретный порядок действий по удержанию обеспечения гарантийных обязательств в законе не прописан. На практике, если поставщик нарушил гарантийные обязательства, встречаются 2 варианта:
- Удержание ОГО в размере затрат, которые заказчик понес на устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока.
- Удержание из ОГО неустойки, начисленной за нарушения по гарантийным обязательствам, и которую поставщик не уплатил добровольно (если данное условие предусмотрено контрактом).
Также в контракте может быть прописано условие по удержанию обеспечения контракта и ОГО в случае одностороннего расторжения заказчиком.
Другие материалы:
- Как выгрузить сертификат ЭЦП
- Как сделать копию КЭП от налоговой
- Как провести электронную приемку в ЕИС
- Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
- Как подавать заявку в структурированном виде на ЭТП
- Поиск закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ


