Назад

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 2025 заработали обновленные правила нацрежима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Подготовили исчерпывающий материал, как поставщикам работать в условиях импортозамещения.

Для чего нужен национальный режим в закупках

Национальный режим — совокупность правовых механизмов, регулирующих условия допуска иностранных товаров, работ и услуг к участию в государственных и корпоративных закупках. Применение нацрежима обеспечивает приоритет российским товарам при расходовании бюджетных средств.

Цель — защита внутреннего рынка, стимулирование локального производства и развитие отечественной промышленности.

Основным условием применения нацрежима является страна происхождения товара.

Что значит страна происхождения товара

Страна происхождения — государство, в котором товар был полностью получен, произведен или существенно переработан. От страны происхождения напрямую зависит, можно ли допустить поставщика к участию в закупке.

Требованиям нацрежима удовлетворяют товары, страной происхождения которых является Россия и остальные государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

ПримерСтрана происхождения
Рубашка сшита в России из китайской тканиРоссия
Ноутбук, собранный из комплектующих в КитаеКитай
Кабель, произведенный и поставленный из БеларусиБеларусь (ЕАЭС) = Россия

Далее для удобства под «российскими» товарами и «российской» заявкой будем понимать товары из любой страны ЕАЭС и заявку с предложением товаров из любой страны ЕАЭС соответственно. «Иностранный» или «зарубежный» товар (заявка) — когда продукция не из стран ЕАЭС.

Подробнее по теме смотрите наш материал: «Как подтвердить страну происхождения товара».

Какие документы регулируют закупки с применением нацрежима

Также Минфин опубликовал информационное письмо от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, в котором разъяснил некоторые моменты применения ПП №1875.

Новые правила национального режима с 2025

С 1 января 2025 для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ стали действовать единые механизмы нацрежима, установленные в ПП №1875:

  1. Запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, оказываемых иностранными лицами.
  2. Ограничение закупок иностранных товаров.
  3. Преимущество товарам российского происхождения.

Действие запрета, ограничения и преимущества в том числе распространяется на:

  • товары, поставляемые при выполнении работ, оказании услуг,
  • товары, являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга).

Правила национального режима могут быть установлены во всех конкурентных способах закупки, а некоторые — в закупках у единственного поставщика.

Правило нацрежима44-ФЗ223-ФЗ
ЗапретПрименяется во всех способах определения поставщика, включая закупки у единственного поставщика.
ОграничениеПрименяется во всех конкурентных процедурах, включая закупки с полки по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.Применяется во всех конкурентных процедурах, включая закупки у едпоставщика, если Положение о закупке заказчика допускает подачу заявок несколькими участниками.
Преимущество

Также в рамках тендеров по 223-ФЗ для заказчиков — хозяйственных обществ, не включенных в сводный реестр ОПК, — установлена минимальная обязательная доля товаров российского происхождения при закупке продукции, включенной в перечень приложения №3 ПП №1875.

Запрет на закупку иностранных товаров

Данный механизм запрещает заказчикам допускать к участию поставщиков с иностранными товарами при закупке продукции, включенной в перечень приложения №1 ПП № 1875 (далее — перечень №1). Кроме товаров, запрет распространяется на программное обеспечение (позиция 146) и ряд финансовых услуг (позиции 147–151):

  • аудиторские услуги (код ОКПД2 — 69.20.1),
  • услуги по финансовым консультациям (66.19.91),
  • услуги в области бухгалтерского учета (69.20.2),
  • услуги в области налогового консультирования (69.20.3),
  • услуги консультативные по вопросам финансового управления (70.22.12).

Как применяется запрет:

  • в конкурентных процедурах заказчик будет отклонять все заявки с предложением иностранных товаров, а если предмет закупки работы или услуги — заявки от иностранных участников;
  • в закупках у едпоставщика, в том числе в закупках с полки, заказчик не имеет права заключать контракт на поставку иностранных товаров или на выполнение работ, оказание услуг с иностранными поставщиками;
  • при выполнении контракта на поставку товара, включенного в перечень №1, запрещается его замена на иностранный.

Поставщику, для участия в закупке с применением запрета, необходимо предложить продукцию только из стран ЕАЭС и обязательно указать информацию и/или документы, подтверждающие происхождение товара.

Случаи, когда запрет можно не устанавливать, перечислены в п. 5 ПП №1875. Основные из них:

  • если закупаемый товар — промышленная продукция (позиции 1–145) — не производится в России и/или Минпромторг выдал разрешение на закупку иностранного аналога;
  • если закупка проходит в рамках 223-ФЗ по согласованию с Правительством РФ;
  • если при закупке программного обеспечения (позиция 146) отечественные решения не соответствуют требованиям заказчика (исключение — закупки по 223-ФЗ ПО, включенного в перечень Распоряжения Правительства РФ от 07.02.24 № 270-р);
  • если закупается товар в количестве одной штуки и НМЦК не превышает 300 тыс. рублей (исключение — позиции 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146);
  • если НМЦК не превышает 1 млн рублей, а цена единицы товара — 300 тыс. рублей (исключение — позиции 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146);
  • если закупаемый товар определенного товарного знака не совместим с товарами других товарных знаков, используемых заказчиком (исключение — позиции 23, 24, 44–47, 71–77, 79–88, 95–118);
  • если закупка осуществляется в экстренных случаях.

Ограничение допуска иностранной продукции

Ограничение работает следующим образом: если к участию в закупке допущена хотя бы одна российская заявка, все заявки с иностранной продукцией подлежат отклонению (пп. «а» п. 2 ч. 4 ст. 14 44-ФЗ). Это правило также называют «второй лишний».

Товары, на закупку которых распространяется механизм ограничения, указаны в перечне приложения №2 ПП № 1875 (далее — перечень №2). В перечень включено 465 позиций:

  • 1–190 — промышленные товары,
  • 191–361 — радиоэлектроника,
  • 362–432 — медицинские товары и оборудование,
  • 433 — лекарственные препараты,
  • 434–465 — продовольственные товары.

Если в закупке было установлено ограничение, то при исполнении контракта не допускается замена товара на иностранный аналог.

В закупках радиоэлектронной продукции (позиции 195, 197–199 и 203) для допуска заявки важную роль играет уровень продукции. Продукция «старшего» уровня имеет приоритет в допуске заявки над продукцией уровня ниже.

Пример: на закупку подано 3 заявки с радиоэлектроникой из России. У первой заявки — продукция без уровня, у второй — продукция первого уровня, у третьей — второго уровня. Заказчик допустит к участию только вторую заявку с продукцией первого уровня, а две остальные отклонит.

Заказчик может не устанавливать ограничение в случаях, указанных в п. 6 ПП №1875:

  1. Если закупаемые товары определенного товарного знака несовместимы с товарами, используемыми заказчиком (исключение — позиция 371 — тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови).
  2. Если закупаемые товары — запчасти и расходники к машинам и оборудованию заказчика (исключение — товары к медицинским изделиям).
  3. При закупке спортивного оружия, а также патронов, запчастей и деталей к нему (позиции 100, 101) для нужд спорта высших достижений.

Преимущество продукции российского происхождения

Данное правило было и раньше, но теперь его унифицировали для всех способов определения поставщика.

Как работает сейчас:

  1. Если в закупке поданы хотя бы одна российская и одна иностранная заявки, то при их оценке заказчик мысленно снижает на 15% ценовое предложение всех российских заявок. Если закупка подразумевает плату за заключение контракта, то наоборот повышает ценовое предложение на 15%.
  2. Если победитель — российская заявка, то контракт (договор) с ним заключают по изначально предложенной цене, без снижения/повышения на 15%.
  3. Если контракт (договор) предусматривает поставку товара российского происхождения, то при его исполнении не допускается замена на иностранную продукцию с улучшенными характеристиками.

Преимущество применяется только при закупке товаров, которых нет в перечне №1 (запрет) или №2 (ограничение). Если в одной закупке несколько товарных позиций, то заявка хотя бы с одним зарубежным товаром будет приравнена к иностранной.

Поиск закупок всего за 1000 р. в месяц

Упростите работу с тендерами. Подача предложений на аукционах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Напоминания о контрактах. Умные уведомления. Отслеживание победителей.

Поиск закупок — всего за 1000 р. в месяц. Попробуйте бесплатный тестовый период.

Оставить заявку на бесплатный тестовый период

Особенности применения национального режима в лотированных закупках

Постановление №1875 позволяет заказчикам формировать закупки, в которых объединены товары из перечней №1 и №2 и те, которых, в них нет. То есть в одной закупке могут применяться сразу три правила: запрет, ограничение и преимущество.

Заявку с применением нескольких механизмов нацрежима заказчик оценивает поэтапно. Для примера возьмем объект закупки, в котором установлены все три правила:

  1. На первом этапе заказчик рассматривает заявки по товарам, к которым применяется запрет. Если среди таких обнаружится товар иностранного происхождения — всю заявку отклонят.
  2. На втором этапе в оставшихся заявках проверяют товары, к которым применяется ограничение. Если среди таких товаров попадутся иностранные — заявку отклоняют при условии допуска хотя бы одной российской заявки.
  3. На третьем этапе — предоставление преимущества полностью российским заявкам. Оно применяется к ценовому предложению всей заявки, а не конкретного лота. Также важно помнить, что преимущество «срабатывает», если в закупке есть хотя бы один товар не из перечней и если подана хотя бы одна заявка с предложением иностранной продукции.

Закупки с лотированием и применением нескольких правил нацрежима вызывают сложности не только у заказчиков и поставщиков, но и у Минфина с ФАС. Позиция Минфина по поводу предоставления преимущества на третьем этапе рассмотрения «сборной» закупки, высказанная в письме от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, отличается от позиции ФАС.

Рассмотрение заявки в закупках с применением сразу трех правил нацрежимаПозиция МинфинаПозиция ФАС
Этап 1Рассмотрение подтверждающих страну происхождения информацию/документов для товаров, подпадающих под запрет.
Этап 2Рассмотрение подтверждающих страну происхождения информацию/документов для товаров, подпадающих под ограничение.
Этап 3Предоставление преимущества неотклоненным заявкам, в которых все товары российского происхождения.
При этом не играет роли, если на предыдущем этапе страна происхождения не была подтверждена. Главное, чтобы заявка прошла этот этап — была допущена.
Предоставление преимущества неотклоненным заявкам, в которых все товары российского происхождения.
При этом важно, чтобы страна происхождения была подтверждена для всех товаров и на всех этапах.

Наш совет — всегда указывайте реестровые номера и прикладывайте документы, подтверждающие страну происхождения, для всех товаров в закупке.

Как часто бывает, в данном правиле есть исключения — товары, которые нельзя включать в одну закупку с другими (пп. «г» п. 4 ПП №1875):

Как узнать о применении нацрежима в закупке

Информацию о применении правил национально режима заказчик обязательно указывает в извещении, документации к закупке (п. 15 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ, п. 8.3 ч. 9 ст. 4 223‑ФЗ).

Установлено ограничение по нацрежиму в закупке

Федеральные ЭТП сразу отображают информацию в интерфейсе.

Также данные сведения отображаются в ЕИС на вкладке «Общая информация о закупке» — «Преимущества, требования к участникам» и/или «Дополнительная информация».

Применение преимущества в закупке с национальным режимом

Если товар входит в перечень №1 или №2 ПП №1875, но в извещении (документации) о применении нацрежима нет информации, отправьте заказчику запрос разъяснений. Он обязан дать пояснения о порядке применения правил нацрежима в течение двух дней по 44-ФЗ и трех по 223-ФЗ.

Важные моменты при участии в закупках с нацрежимом

  • Российские товары без информации/документов о стране происхождения приравниваются к иностранным;
  • При закупке ПО с применением доптребований согласно ПП РФ от 23.03.17 №325 в реестре российского программного обеспечения (РРПО) или реестре ПО ЕАЭС обязательно должна быть информация о соответствии этим доптребованиям. При отсутствии данной информации заявку отклонят, даже если ПО «российское» и есть в реестре;
  • В заявке (лоте) допускается указание только одной конкретной страны происхождения для конкретного товара (Письмо Минфина от 13.03.2025 № 24-03-09/24756);
  • Реестровые номера продукции, как подтверждение страны происхождения, необходимо указывать соответственно объекту закупки из извещения. Указание «лишних» реестровых номеров будет вести к отклонению заявки за предоставление недостоверных сведений.

Другие материалы:

Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с Политикой в отношении cookie. Если не согласны, покиньте сайт.

Получить доступ к сервису

Получите бесплатный доступ к тестовому периоду

Поиск закупок — 1000 ₽ в месяц

Поиск по 44-ФЗ и 223-ФЗ с уведомлениями на email и в Telegram.

Работа с закупками — от 5000 ₽ в месяц

Поиск закупок с уведомлениями, автоторг на аукционах, автоматическая подача заявок, уведомления о контрактах и электронном актировании и другое.

Контакты для субподряда — 1000 ₽ в месяц

Поиск и уведомления по уже заключенным контрактам с контактными данными победителей закупок.

Банковские гарантии — 10 000 ₽ в месяц

Поиск победителей закупок по 44-ФЗ до заключения контракта по данными итогового протокола.